После окончания Тбилисского института инженеров железнодорожного транспорта им. В.И.Ленина /ТбИИЖГ/ в 1949г. я был распределен на строительство черноморских тоннелей в Управление 165/Т в г.Сухуми. Работая в должности начальника смены в тоннеле, который строился в Новом Афоне, я получил большую практику.
В один из летних дней меня вызвал начальник Управления 165/Т Главтоннельметростроя Георгий Порфирович Насидзе и сказал,что я должен поехать на очень интересную стройку в Армению. Я отказался, сославшись на то, что и сейчас работаю на очень интересном участке (тоннель сооружался щитовым способом в грунтах с большим горным давлением), а главное – мой отец находился в больнице, и ему будет неприятно, если я уеду. Георгий Порфирович посоветовал: “Поговори с отцом”. Я пошел в больницу к отцу и сказал о предложении поехать на работу в Армению. Он посмотрел на меня – пожелал счасливого пути!
Так, в августе 1951г. я оказался на Родине предков. В Ереване меня встретил начальник шахты №1 Управления 165/Т Айрапетов Грант Арамович. Он тоже выпускник ТбИИЖТа. В машине он сказал, что шахта находится за Ереваном, работа интересная, все работы начаты с нуля, но место обжитое.
Приехав на место, я обнаружил, что местность полностью отличается от Черноморского побережья. Вокруг горное плато, на котором уже были построены коттеджи для жилья, контора, столовая, клуб и подсобные помещения для строительства. Представив меня сотрудникам и выделив место для жилья в коттедже, Айрапетов повел меня на строительную площадку, где мы встретились с начальником участка Арутюновым Леонидом Аркадьевичем. Вместе с ним мы обошли все рабочие точки. Леонид Аркадьевич подробно вводил меня в курс дела. Да, действительно, производимые работы были интересные, строительство охватывало весь комплекс строительных и монтажных работ.
Вечером собрались в кабинете у Гранта Арамовича, где он объявил, что Леонид Аркадьевич назначается главным инженером, а начальником участка – Датебов Михаил Арамович. Таким образом, строительство шахты №1 стало комсомольским – все руководители стройки были комсомольцами.
Вдали от руководства Управления 165/Т, которое базировалось в г.Сухуми, в курортном месте на берегу Черного моря, шахта №1 располагалась в полупустынной зоне, среди разбросанных камней. Часто, когда рабочие очищали площадку, обнаруживались фаланги или змеи. После интенсивной работы на поверхности строймеханизмов и производства взрывных работ змеи и фаланги почти изчезли.
Работа на шахте велась в три смены и необходимо было присутствовать на каждой пересменке для выдачи наряда на следующую смену.
Работа производилась в пяти-шести точках, и поэтому необходимы были специалисты разного профиля, которых в Армении не хватало, тем более проходчиков, изолировщиков, нагнетальщиков, чеканщиков. Основной персонал рабочих был укомплектован высококвалифицированными проходчиками с объектов строительства черноморских тоннелей, но их не хва¬тало на весь производимый цикл работ. Поэтому приходилось пополнять бригады новичками из соседних сел, молодыми ребятами, физически здоровыми, многие из которых впоследствии стали хорошими специалистами и сами стали обучать молодежь проходческому ремеслу.
С увелечением объема работ по приготовлению бетона, обеспечение инертными материалами-песком с побережья Черного моря и щебнем с карьеров .завозимых по железной дороге, было недостаточно. Появились простои в работе. Поэтому решили открыть карьер. Нашли недалеко от объекта место с большим объемом и хорошим качеством базальта, согла¬совали место с районом и приступили к производству щебня. Но вопрос обеспечения песком оставался открытым. Большой энтузиазм и инженерная смекалка подсказали выход. На поверхности, недалеко от объекта, был найден участок вулканического происхождения красного цвета (видимо, застывшая лава). Когда шлак растолкли,то получилась песочная россыпь.
Под руководством главного инженера Арутюнова Л.А. бнли изготовлены бетонные образцы на щебне и песке своего производства и отвезены в Ереван, в лабораторию строительных материалов, которой руководил профессор М.З.Симонов. Результаты испытаний были положительными, и мы начали производить свою щебенку и добывать экскаватором песок. Чтобы добыть щебенку, необходимо было карьер механизировать: подвести эл.энергию, смонтировать камнедробилки, металлические бункера, транспортеры и многое другое. Существующий бетонный узел пришлось переоборудовать в бетонный завод с монтажом бункеров для щебня и песка с гро¬хотом, механизировать подачу инертных материалов. Со всем этим успешно справлялся механик объекта Борис Кожанов со своей бригадой слесарей-монтажников. Работая на этом сложном объекте, механик Б.Кожанов внес много полезных предложений .облегчавших труд рабочих и произ¬водство отдельных видов работ.
Интересная, но трудоемкая работа производилась по монтажу постоян¬ной обделки в одной из выработок большого сечения. Монтаж произво¬дился троссами, ручными лебедками. Многим опытным проходчикам работы по монтажу тюбингов лебедками пришлось производить впервые. Одновременно, большой объем арматурных работ производился бригадой Михаи¬ла Довгих и Ф.Лазарева. Исполнением работ можно было любоваться.
Взрывные работы в выработках производил взрывник П.Ф.Векшин, очень честный, аккуратный работник.
В связи с тем, что приходилось бывать на всех пересменках, в течении суток времени для сна не оставалось, и я попросил коменданта в конторке на участке организовать постель, чтобы хотя бы в промежутках между сменами я мог немного поспать. После одной из пересменок ночью я зашел в контору участка, чтобы подремать, но постели не оказалось. Пришлось лечь на письменном столе. Я проспал крепким сном 2 часа, положив под голову книги. Как выяснилось, рядом с моей комнатой поселился прибывший на работу замполит Еремян Вартан Григорьевич, который заметил, что в течении месяца я не ночевал в комнате, и дал задание коменданту убрать постель. Мой режим не изменился, работа требовала бывать на всех пересменках.
Зима в Армении суровая. В один из зимних воскресных дней я поехал в Ереван встретиться с друзьями. Выло очень морозно, лежал большой снег. До начала первой смены (0 часов) оставалось три часа, надо было спешить. Я доехал до стоянки такси, но там не оказалось ни одной машины, а время шло. Решил идти пешком. Надо было идти по безлюдной дороге, без строений, слева и справа поля. Меня отговаривали, но я пошел – до начала смены надо было успеть. Прошел я порядочно, хорошенько промерз, но сворачивать было некуда. И вдруг слышу рокот мотора: меня догнал самосвал. Водитель остановил машину, спросил, куда иду. Водитель оказался пожилым человеком, и он начал мне читать мораль об опасности моего ночного похода. Он довез меня до развилки, я предлагал ему деньги, но он не взял. Я поблагодарил его, пожелал счастливого пути и пошел. До поселка надо было идти еще полтора километра. Дорогу пересекал железнодорожный путь, рельсы которого были покрыты снегом и не были видны. Я наступил на рельс, подскользнулся, упал, но успел опереться на руки. Я почувствовал боль в правой руке. Вскоре я добрался до коттеджа, зашел в комнату и хотел разжечь печь, но дверь открылась и зашел Леонид Аркадьевич. Он спросил, почему я задержался. Узнав о моих приключениях, он затащил меня к себе в квартиру, где горела печь. Его жена, Надежда Сергеевна, быстро согрела чай, сделала компресс на руку.
Этот эпизод я описал для нового поколения. Работу надо любить, надо быть преданным своему делу, иногда рисковать.
С годами объем работ сокращался, у рабочих и ИТР появилось больше свободного времени для отдыха.
Устраивались экскурсии на озеро Севан, курорт Арзни, на Бюраканскую обсерваторию, в Ереван, Эчмиадзин и т.д.
За период строительства на шахте №1 ПСК-102 был организован здоровый, дружный коллектив рабочих и ИТР. В нем на равных работала молодежь (комсомольцы) и опытные специалисты. Среди них: А.С.Банашкевич – главный бухгалтер, Г.С.Тертеров – главный механик, Э.С.Паниева – начальник НТО, В.Г.Еремян – замполит, Мезенцев – начальник смены, С.С.Партевян – начальник смены и многие другие.
Одним из положительных факторов работы В ПСК-102 на шахте №1 было то, что большая группа молодежи прошла хорошую практику, обучилась проходческому ремеслу.
В 1952 г. Управление 165/Т начало строить в Тбилиси метрополитен и было переименовано в Тбилметрострой. Начальником был назначен Георгий Порфирович Насидзе – грамотный, знающий свое дело инженер. Он имел большой опыт работы строительства метрополитена в г.Москве и тоннелей на черноморском побережье.
Георгий Порфирович с большим вниманием относился к молодым специалистам.Он лично присутствовал на государственных экзаменах (защите диплома) и просил руководство института направить к нему на строительство выпускников.
Так, в Управлении 165/Т Главтоннельметростроя на строительство железнодорожных тоннелей были направлены после защиты диплома:
А.П.Даушвили, Г.А.Айрапетов, И.Ш.Мачавариани, Б.П.Пачулия, Л.А.Арутюнов, Л.Г.Ляске, Н.С.Махначева, Н.З.Кошкадзе, Ю.И.Кедишвили, А.С.Соселия, Г.А.Джакели, М.А.Датебов, Д.И.Джинчарадзе, Г.А.Турманидзе, И.П.Бериташвили, М.П.Гонгадэе, Г.К.Циминтия.
В 1954г. работы по строительству шахты №1, п/я 54, были завершены, и объект был сдан в эксплуатацию с оценкой отлично.
Большая группа строителей, субподрядчиков, заказчиков была награждена Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Армянской ССР.
М.А.Датебов